Nomotex: визуальная математика — 14.05.2019

На кафедре «Вычислительная математика и математическая физика» (ФН-11) под руководством ее заведующего, профессора Юрия Димитриенко создана информационно-образовательная среда для математической подготовки инженеров. Nomotex визуализирует сложные понятия высшей математики и аналитической геометрии и уже становится важной составляющей работы преподавателей и самостоятельной подготовки студентов.
nomotex.bmstu.ru
Оцифровка бумажных учебников и дистанционное обучение – не синонимы цифровых технологий в образовании. Цифра – аппарат, а не содержание. Сегодня актуален синтез классического научного содержания и новых цифровых форматов. Эту образовательную нишу успешно занимает наш Университет.
– Современные IT-технологии во многом обгоняют те, что есть у нас в образовании. Студенты свободно владеют и активно пользуются разнообразными гаджетами и программами. Сегодня они получают информацию, прежде всего, с их помощью, а не из книг и журналов, – говорит заведующий кафедрой ФН-11 профессор Юрий Димитриенко. – Вот и мы должны были научиться говорить с ними, используя эти технические средства.

C 1 сентября 2018 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана стартовал уникальный эксперимент по цифровому математическому образованию: кафедра «Вычислительная математика и математическая физика» начала обучение первокурсников математическим дисциплинам по новой образовательной технологии. Первопроходцами стали три факультета: «Энергомашиностроение» (пять групп кафедр Э-4, Э-7, Э-9), «Фундаментальные науки» (три группы кафедры ФН-11) и «Аэрокосмический» (пять групп).

– Искать новые пути в образовании мы начали четыре года назад, – рассказывает Юрий Иванович. – Мы не стали подражать зарубежным образцам, где под цифровизацией обучения понимают, в основном, онлайн-курсы, а пошли другим путем – вложили в наш курс неформальное понимание цифровизации, что потребовало и оригинальных идей, – продолжает профессор. – При онлайн-курсах аудиторно-лекционное образование остается в стороне, а мы убеждены, что оно должно сохраниться – контакт преподавателя со студентом крайне важен, полностью исключить его, заменив дистанционным (заочным) образованием, невозможно. Нам пришлось выйти за рамки существующих технологических решений.

Визуальные образы и игровизация
В основе новой бауманской технологии цифрового математического образования – разработанная на кафедре ФН-11 оригинальная информационно-образовательная среда (ИОС) Nomotex.
Среда позволяет проводить аудиторные занятия – лекции и семинары – c использованием интерактивной доски или проектора. Она же дает студентам возможность вести и самостоятельную работу, используя для этого любые гаджеты в любом месте – дома, в транспорте, в кафе.
Ключевые особенности ИОС Nomotex состоят в применении новой нейросетевой модели представления знаний, основанной на «квантах знаний» и связях между ними.
В ИОС Nomotex кафедра реализовала новый подход к математическому образованию – освоение знаний через визуальные образы математических понятий.
Полный текст