18 апреля 2019 г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялось заседание ректората, посвященное проблеме создания и внедрения в МГТУ им. Н.Э. Баумана новой цифровой образовательной технологии, основанной на использовании электронных курсов.
Цифровое образование - это новое, стратегическое направление в образовательной деятельности университетов, на его развитие нацелены важнейшие инициативы государства – сказал ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александров – для нашего университета важно не только создать новые электронные курсы для инженерного образования, но и занять лидирующие позиции в цифровом образовании инженеров. И такие цифровые образовательные технологии у нас уже создаются, и даже проходит их внедрение в учебный процесс в качестве эксперимента.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана создана собственная платформа «Открытый МГТУ», предназначенная для цифрового образования, – рассказал руководитель платформы, заведующий кафедрой ФН-11 Ю.И. Димитриенко. На этой платформе на сегодняшний день размещено 20 электронных курсов, созданных коллективами 11 кафедр (ФН11, ФН3, ФН4, Л1, Э9, РК1, ИБМ2, ИБМ4, МТ3, МТ11, МТ13) МГТУ им. Н.Э. Баумана по единой технологии. В отличие от классических онлайн–курсов электронные курсы на платформе «Открытый МГТУ» созданы для гибридной (смешанной) технологии обучения: они позволяют вести и аудиторное и дистанционное обучение в режиме онлайн. Технология включает в себя электронное тестирование на семинарах и при проведении контрольных мероприятий. Несмотря на отдельные технические проблемы, первые результаты внедрения цифрового обучения говорят о его большой перспективе, благодаря наглядности и доступности изучаемого материала, а также высокой степени объективности оценки знаний.
Для математического образования инженеров в «Открытом МГТУ» создана специализированная система Nomotex, которая позволяет вести аудиторные занятия – лекции и семинары с интерактивной доской или проектором, вести самостоятельную работу студентам, используя для этого любые гаджеты, а также позволяет осуществлять все контрольные мероприятия (КР, РК, промежуточные аттестации) в автоматизированном режиме. Ключевые особенности ИОС Nomotex заключаются в применении новой нейросетевой модели представления знаний, основанной на «квантах знаний» и связях между ними; наличии «конструктора» электронных курсов, единой унифицированной системы знаний с интерактивными гиперссылками и тезаурусом, уникальной интерактивной 3D компьютерной визуализацией математических понятий, наличием инженерных примеров применения математических знаний. Аналогов платформы Nomotex на сегодняшний день не существует ни в России, ни за рубежом.
Были обсуждены вопросы изменения характера преподавательской деятельности, изменения методики получения и оценки знаний в связи с созданием электронных курсов, а также вопросы создания сетевого межуниверситетского взаимодействия по использованию электронных интерактивных курсов и онлайн –курсов.
Повышение качества учебного процесса – это основная цель внедрения новой цифровой технологии обучения на базе создаваемых электронных курсов – отметил проректор по учебной работе Ю.Б. Цветков, предлагая проект решения ректората.
Принято решение о продолжении эксперимента по внедрению электронных курсов на платформе «Открытый МГТУ», а также по расширению участия МГТУ в таких проектах как «Современная цифровая образовательная среда», «Национальная платформа Открытое образование».
Источник